Алексей Лихачев
«Подписанные контракты – рекордная сделка в истории мировой атомной отрасли. Общая стоимость всех четырех контрактов составляет десятки миллиардов долларов США – это также и крупнейшее несырьевое экспортное соглашение за всю историю России. Мы предложили нашим египетским партнерам уникальное комплексное соглашение, охватывающее весь жизненный цикл атомной станции, то есть 70-80 лет. Сегодня Росатом – единственная в мире компания, способная предоставить заказчикам полный комплекс услуг в области мирного атома. Развитие атомной энергетики Египта также важно и для российской экономики – десятки предприятий Росатома получат значительный заказ и возможность подтвердить мировому сообществу преимущества российских атомных технологий».
Экономика проекта АЭС «Эль-Дабаа»Обратите внимание, как аккуратно сказано о сумме контракта – «Общая стоимость … десятки миллиардов долларов США». Конкретные цифры, которые мелькали в СМИ – то 21 миллиард, то 26 миллиардов – здесь отсутствуют. Причина не в том, что Алексей Лихачев решил быть кратким – власти Египта еще в 2015 году запретили разглашение какой-либо подробной информации о проекте, весь ее объем контролируют министерство безопасности и министерство энергетики страны. Очевидно, что дело не только в коммерческой тайне, но еще и в том, что обстановка в Египте сейчас не самая простая – на Синае бродят банды вооруженных террористов, да и демократия, наступившая в Ливии, тоже, возможно, таит в себе неприятные сюрпризы. Поэтому при анализе будем исходить из сказанного руководителем Росатома, а не из интерпретаций его слов журналистами. Нет конкретных цифр – значит, нет.
Если же предположить, что предварительные договоренности об объемах финансирования менять не стали, то они были определены еще в 2015 – 25 млрд долларов составляет государственный кредит России под 3% годовых, Египет должен найти самостоятельно еще 4,5 млрд. Общая сумма, таким образом – почти 30 миллиардов, то есть действительно рекорд для атомной отрасли не только России, но и мира. Близкая сумма намечается в Англии, где за 26 млрд есть шанс построить целых два французских реактора EPR-1600, референтных образцов которых на сегодня просто нет.
В атомной энергетике есть такой интегрированный экономический показатель, как стоимость миллиона мегаватт установленной мощности. Конечно, его нельзя назвать чем-то универсальным, ведь для любой АЭС важны геологические и климатические условия, разные деньги тратятся на инфраструктуру, но, тем не менее, общее представление о стоимости проекта получить можно.2
Для египтян 1 МВт обойдется в 6’200 долларов, для англичан – в 8’125 долларов, если не учитывать кредитные проценты.
Разница не кажется разительной? Расскажем большой секрет – Росатом еще и деньги зарабатывает, показывая хороший пример как государственным, так и частным российским компаниям. О том, насколько выгоден контракт для Росатома, входящих в его состав предприятий, для сторонних подрядчиков, мы уже неоднократно писали, повторяться не будем. Кроме разницы в 30% Египет получает и еще один немаловажный плюс – Росатом берет на себя обучение персонала, которому предстоит работать на станции. Несколько тысяч специалистов высокой квалификации, со стажировками на действующих АЭС – это дорогого стоит как в прямом, так и в переносном смысле. В 2015 году Египетский университет науки и технологий договорился о сотрудничестве с МИФИ, в 2017 к коллегам из Каира присоединились университеты Александрии и Айн-шама, Томский политехнический будет сотрудничать с Египетско-российским университетом, а техническая академия Росатома будет готовить преподавателей для египетских вузов. Начало мирной экспансии научной, технологической, конструкторской и инженерной школ России в крупнейшую страну Африки и арабского мира состоялось, но очевидно, что «наступление» будет только расширяться.
Перспективы города Эль-ДабааУ Египта есть и еще один выигрыш, который очень сложно оценить в деньгах. Мухафаза (район, провинция) Матрух по плотности населения – это такая «египетская Якутия» – 322 тысячи человек на 166 тысяч квадратных километров, при общей численности населения страны в 100 миллионов человек, сосредоточившихся вдоль русла великого Нила.
Мухафаза Матрух и расположение Эл-Дабаа на картре Египта, Рис.: Google Maps
В Эль-Дабаа уже развернулось жилищное строительство, в сентябре первые 350 учащихся сели за парты свежепостроенной ядерной школы, в несколько раз расширяется и модернизируется местная больница, идет прокладка дорог. Вряд ли удастся найти в открытых источниках точные данные по системе физической охраны будущей АЭС, но очевидно, что для этого будут задействованы несколько тысяч военнослужащих египетской армии. С учетом того, что до побережья Средиземного моря от Эль-Дабаа всего три километра, становится понятна реакция представителей туристического бизнеса – на сегодня к реализации предъявлены уже 46 инвестиционных проектов. Превращение Эль-Дабаа в самый безопасный и самый новый курорт Египта, да еще и имеющий собственный аэропорт – именно здесь находится имеющий статус международного аэропорт Эль-Аламейна – вот то, что в ближайшее время может получить Египет в результате строительства АЭС.
Правда, регулярных рейсов пока нет, только чартеры – но, нам кажется, вот это точно потенциальных туристов не смутит. В ожидании того момента, когда в Эль-Дабаа появятся корреспондентские пункты наших ведущих новостных агентств, предлагаем зафиксировать, что на конец 2017 года в городке насчитывалось всего 19’000 жителей. Что и в каком темпе будет происходить с демографией в ближайшие годы, можно уже начинать прикидывать – к примеру, уже известно, что с 11 по 31 декабря желание участвовать в строительстве АЭС успели высказать несколько египетских строительных организаций. «Несколько» – это ровно 200 (двести – прописью), что, на наш взгляд, гарантирует рост населения города в самое ближайшее время. Будем следить за событиями, держа в уме, что на строительстве двухблочных АЭС в Нововоронеже, Островце, Сосновом Бору на площадках находится до 10 тысяч человек. Как, какими деньгами измерять появление нового крупного города в малонаселенной местности – сказать сложно, как и заранее представить, сколько и каких проектов, связанных не с курортными делами, а с хай-тэк технологиями, будет реализовано в Эль-Дабаа. Заметим только, что, по оценкам геологов, на этой площадке можно совершенно безопасно построить еще четыре атомных энергоблока. О том, что Египет предпринимает усилия в создании объединенной энергетической системы своего региона, аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru уже писал:
Поэтому мы только еще раз повторим, что энергетическая отрасль в Египте остается государственной, а это значительно увеличивает шансы на реализацию этих проектов. Если получится так, что Россия в лице Росатома окажется, в той или иной мере, участником таких интеграционных проектов, нам останется только порадоваться. Впрочем, тут много будет зависеть еще и от активности нашего министерства энергетики. Появление в Египте Росатома может стать только почином, ведь, к примеру, давно требуют модернизации гидроагрегаты Асуанской ГЭС, Роснефть участвует в разработке газового месторождения Зохр на шельфе – традиции есть, новые возможности имеются, остается посмотреть, удастся ли России их реализовать.
«Русатом Оверсиз»Но вернемся к атомному контракту, к подписанию которого Россия и Египет шли больше двух лет. Подготовкой комплексного контракта занималась команда «Русатом Оверсиз», компания в составе Росатом, ответственная за продвижение на зарубежных рынках интегрированного предложения проектов сооружения АЭС и центров ядерной науки и технологий. Что такое «интегрированное предложение» в исполнении Росатома? Не только строительство самих АЭС, но и развитие ядерной инфраструктуры, решения в области финансирования ядерных проектов, подготовка и переподготовка национальных кадров, локализация производства на территории стран-заказчиц, гарантированная поставка топлива, сервис, переработка и обращение с ОЯТ, комплексные решения в области вывода из эксплуатации. Сегодня нет ни одной ядерной энергетической компании, которая могла бы предложить вот такой комплекс – от проекта строительства к самой стройке, через обучение к работе на энергоблоках, решение вопросов с ОЯТ и вплоть до вывода из эксплуатации.
Визит египетской делегации на предприятие Росатома, Фото: atomic-energy.ru
Ныне едва не усопший, находящийся в реанимационном отделении Westinghouse и в годы своей активности не предлагал никаких решений по проблеме ОЯТ, французская AREVA не имеет компетенций по обучению персонала и по выводу АЭС из эксплуатации, потенциальные конкуренты в лице китайских и южнокорейских компаний не имеют собственных предприятий по производству топлива, с подготовкой специалистов не решен вопрос и у них. Даже если перечисленные компании решат наверстать упущенное, на это им придется потратить немало времени и усилий, а Росатом – вот он, готов работать уже сейчас. «Русатом Оверсиз» был создан в мае 2015 года, но отнюдь не «с нуля», и факт подписания контракта с Египтом убедительно доказывает, что это организационное решение было правильным.
Контракт с Египтом был вызовом для «Русатом Оверсиз», о чем подробно рассказал в интервью ведомственной газете «Страна Росатом» президент компании Евгений Пакерманов, один из профессиональных управленцев, о котором редко пишут «большие СМИ». Евгений Маркович Пакерманов руководителем «Русатом Оверсиз» стал в 32 года, но давайте коротенько пробежимся по страницам его биографии, чтобы понять, было это случайностью или закономерностью. 1996 – Евгений окончил обучение в Екатеринбурге, в Гуманитарном университете по специальности «финансы и кредит». 2003 – пост директора по экономике и финансам «Уралмаша», 2004 – финансовый директор «Ижорских заводов», 2006 – уже и генеральный директор «Ижорских заводов», с 2007 по 2015 – генеральный директор «АЭМ-технологии». АЭМ – это «атомное энергетическое машиностроение» и это то, что в советские времена никогда не входило в структуру легендарного Минсредмаша, а относилось к ведению министерства тяжелого машиностроения. Вот «АЭМ-технологии» в составе «Петрозаводскмаша», «Атоммаша» и «Атоммаш-сервиса» в Волгодонске – действительно с нуля, это то самое звено, «вишенка на торте», после появления которого предложения Росатома стали комплексными на все 100%. В общем, если в двух словах, Евгений Пакерманов как президент «Русатом Оверсиз» – профессионал, досконально знающий свою работу.2
«Внешние» задачи компании очевидны, но не мал и объем задач «внутренних» – «Русатом Оверсиз» является связующим звеном между странами-заказчицами и всеми предприятиями Росатома, он обязан уметь «подключать» к тому или иному проекту строительства АЭС определенные подразделения и предприятия корпорации в определенное время. А это тоже требует управленческого умения, ведь многие «запчасти» АЭС имеют длительный период производства. Корпус реактора, парогенератор, турбины – все это создается не один год, а готово должно быть в строго определенное время, когда на строительной площадке будет достигнута готовность к приему и монтажу такого оборудования. И вот то, что Пакерманов отлично знаком с «АЭМ-технологиями», в этом случае весьма полезно – объемы заказов только растут, работы меньше не становится.
Уникальность контракта с ЕгиптомВот описание особенностей египетского контракта, данное Евгением Пакермановым в том же интервью.
Евгений Пакерманов
«Это уникальный для Росатома опыт. Например, в Индии или Китае мы подписывали контракты о строительстве блоков парами, постепенно передавая значительную часть работы в зону ответственности заказчика. Здесь ситуация другая: мы взяли на себя полный объем работ, полную ответственность. Мы впервые в истории подписали пакет одновременно вступивших в силу контрактов, охватывающих весь спектр услуг, которые Росатом может предоставить при реализации такого проекта. Обычно сначала подписывается EPC-контракт (строительство и монтаж оборудования), через какое-то время топливное соглашение, а уже когда станция построена, начинаются переговоры о сервисе. У нас получился интегрированный эффект — когда и заказчику, и нам было выгодно договариваться с самого начала о таком комплексном подходе. Ни в одном контракте не осталось незакрытых приложений. В мельчайших деталях проработаны все вопросы и нюансы наших взаимоотношений на десятилетия»
Это и есть причины, по которым подписание пакета контрактов готовилось более двух лет – дело не только в сумме, а и в том, что в этот пакет входят договоры на строительство, сервис, обучение кадров, эксплуатация, решение вопросов, связанных с ОЯТ и на вывод АЭС из эксплуатации. К сожалению, конфиденциальность контракта не позволяет нам узнать полную продолжительность контракта, но точно известно, что ВВЭР-1200 рассчитан на 60 лет эксплуатации, что строительство должно завершиться к 2029 году, как известно и то, что наши атомщики уже имеют алгоритм действий, который способен продлить время работы станции еще на 20 лет. С учетом срока, который необходим для вывода станции из эксплуатации, очевидно, что полное исполнение контракта закончится в следующем веке.
«Контракты тесно переплетены, и было важно сбалансировать интересы наших компаний. Нам удалось сделать так, чтобы участники переговоров чувствовали ответственность не за защиту интересов своих компаний, а за проект в целом. Все знали, что мы начнем его только после вступления в силу всего пакета контрактов. Это было серьезным стимулом, в пиковые моменты более 60 человек одновременно вели переговоры. Сложная координация, нахождение баланса интересов — в этом и была суть нашей работы. За три года ни разу не возникло такого внутреннего конфликта, решение которого потребовало бы привлечения высшего менеджмента госкорпорации. В спорных ситуациях разбирались сами, договаривались. В итоге, по моему мнению, все остались довольны, контракты получились достаточно сбалансированные. Поэтому могу подтвердить: на проекте работала отличная команда!»
К этой цитате из сказанного Евгением Пакермановым, трудно что-то добавить – команда «Русатом Оверсиз» эту часть работы выполнила на «пять с плюсом».
Топливный контрактВнутри общего контракта «прячется» топливный контракт, который по праву можно называть рекордным. Впервые в истории мировой атомной энергетики подписан топливный контракт длительностью 60 лет – традиционно он не превышает 10 лет. Референтным блоком для АЭС «Эль-Дабаа» станет первый блок Ленинградской АЭС-2 проекта АЭС-2006/491, для которого «Гидропресс» и ФЭИ (физико-энергетический институт) разработали топливо четвертого поколения – ТВС-2006, и оно уже работает в реакторе Нововоронежской АЭС-2.
И уже намечены следующие проекты топлива – с керамической оболочкой твэлов, есть и другие наработки, поэтому в выигрыше оказываются не только предприятия, входящие в состав ТВЭЛ, но и египтяне как будущие владельцы АЭС – они гарантированно будут получать новейшие образцы топлива. 60 лет – на такое время гарантированы заказами не только предприятия по производству топлива, но и «добывающий» дивизион Росатома – «Атомредметзолото». Это стабильная работа для рудников и шахт, для горнообогатительных комбинатов и для тех, кто разрабатывает новые методы добычи и переработки урановых рук. Комплексность услуг, предоставляемых заказчикам Росатомом, имеет и «зеркальное отражение» – комплексом заказов теперь обеспечены многие и многие наши специалисты. В том числе и те из них, которые обеспечивают безопасность всех операций, связанных с ОЯТ (отработанным или облученным ядерным топливом) – тем самым, которым так любят нас пугать псевдоборцы за экологию. Конечно, ОЯТ потенциально весьма опасно, но только в том случае, если пренебрегать при обращении с ним правилами безопасности, если есть нерешенные проблемы с оборудованием, которое при этом используется.
Короткое слово ТУК«Для предприятий Росатома, работающих в сфере бэкенда, сделка тоже уникальна: наравне со строительством оговорено и обращение с ОЯТ. В рамках контракта ФЦЯРБ построит под ключ сухое контейнерное хранилище, оснащенное двухцелевыми ТУКами»
Это уже комментарий о декабрьском контракте от федерального центра ядерной радиационной безопасности. ТУК – это транспортно-упаковочный контейнер для облученного ядерного топлива (ОЯТ), две цели очевидны из названия: в этих контейнерах ОЯТ можно и хранить, и транспортировать к месту хранения или переработки. Короткая фраза хранит в себе бездну информации, часть из которой мы попробуем показать чуть подробнее.
Транспортно-упаковочный контейнер, Фото: fcnrs.ru
Транспортировка ОЯТ – проблема и задача, которую для ВВЭР-1200 решать необходимо как можно более качественно. Росатом будет строить энергоблоки на основе этого реактора одновременно в нескольких странах – не только в Египте, но еще и в Турции, в Бангладеш, в ближайшее время полностью войдет в строй первый блок Ленинградской АЭС-2, активно идет строительство в Белоруссии. Одно из конкурентных преимуществ Росатома – то, что наша атомная энергетическая корпорация предлагает заказчикам решение всех проблем, связанных с ОЯТ. Для этого Россия построила новое сухое хранилище ОЯТ в Железногорске, для этого постоянно модернизируются и расширяются технологические и производственные мощности «Маяка», но этот материал, одновременно ценный и радиоактивно опасный, нужно уметь доставить до места.
Представьте себе, как выглядит логистическая цепочка в случае Египта. ТВС с отработанным топливом нужно аккуратно извлечь из пристанционного бассейна выдержки, погрузить в ТУК, затем ТУК разместить на автотранспорте, чтобы довести его до порта. В порту – еще одна перегрузка и специализированное «атомное» судно отправится к берегам России. Где находится Урал и Красноярский край, можете поискать на карте, если вдруг забыли – это мы к тому, что потребуется еще одна перегрузка и железнодорожное путешествие на несколько тысяч километров. Мало рассказа про Египет – попробуйте сами проложить маршрут из Бангладеш. ТУК должен иметь все необходимые приспособления для перегрузок и транспортного крепления, должен выдержать поток радиации и тепла от ТВС, должен не бояться дорожной тряски и морской качки, случайных ударов. «Незаметная проблема», от тщательности решения которой зависит не только радиационная безопасность на протяжении всего времени хранения и маршрутов перевозок, но и «реноме» атомной энергетики – любая проблема ТУК будет мгновенно раздута радиофобствующими экологическими организациями до вселенского масштаба. Почему для ВВЭР-1200 требуется ТУК нового поколения, понять не трудно – глубже степень выгорания уранового топлива, больше времени ТВС проводит в активной зоне реактора, накапливая большее количество высоко радиоактивных осколков деления.
Транспортно-упаковочный контейнер, Фото: fcnrs.ru
Разработка нового поколения ТУК не подразумевает «мгновенного» решения – запас времени есть, поскольку зарубежные энергоблоки с ВВЭР-1200 пока только строятся, после ввода в эксплуатацию последует топливная компания продолжительностью 18 месяцев, потом ТВС будут лет пять «отлеживаться» в бассейнах выдержки. Но и особо медлить непозволительно – уже работает ВВЭР-1200 в Нововоронеже, уже загружено топливо в активную зону реактора на Ленинградской АЭС-2. Мало того – ТУКи весьма востребованы на мировом рынке: продолжают работать более 400 реакторов по всему миру, строятся новые. Если Росатом сможет разработать ТУК, отвечающий всем требованиям безопасности, при этом универсальный для АЭС нашего и западного дизайна – наши машиностроители и металлурги смогут получать новые заказы, продолжая увеличивать несырьевой, высокотехнологичный экспорт России.
Сейчас тон на этом рынке задают немецкие компании, освоившие выпуск ТУК из высокопрочного чугуна с шарообразным графитом. Чугун дешевле стальных сплавов, отливка не требует сварных работ, но есть свои преимущества и у металлических ТУК – они выдерживают более высокие температуры, в них ТВС можно хранить чуть дольше. Без конкуренции при разработке проектов ТУК не обошлось даже внутри Росатома, но это тот случай, когда конкуренция явно идет на пользу.
В соответствии с современными требованиями МАГАТЭ, ТУК должен выдержать:
падение с 9 метров при любых возможных положениях (плашмя, на крышку, под углами и т.д.); падение на штырь с высоты в 1 метр; пожар при 800 градусах в течение получаса; затопление на глубину 200 метров; хранилище с ТУКами должно выдерживать падение на него предметов весом до 10 тонн со скоростью до 160 м/с (576 км/ч). ФЦЯРБ, РФЯЦ-ВНИИЭФ, ИЦЯК и другие аббревиатурыРосатом дополнил этот список требований, исходя из особенностей реактора ВВЭР-1200 и из экономических соображений. Перечень небольшой, но жесткий. Срок службы ТУКа – не менее 60 лет, максимальное время хранения ТВС внутри ТУКа – 9 лет, вместимость – не менее 18 ТВС (при этом габариты должны позволять ж/д транспортировку), суммарное энерговыделение внутри ТУКа – до 40 кВт и температурный диапазон использования от -61 до +52 градусов.
Конкурсный отбор был поручен «Атомкомплекту», в общей сложности разными структурами Росатома было предложено 5 проектов, в «финал» в 2014 году вышло два – ТУК-141О от ФЦЯРБ и входящего в его состав ИЦЯК (инженерный центр ядерных контейнеров), и ТУК-137 от РФЯЦ-ВНИИЭФ (эта веселенькая аббревиатура, «российский федеральный ядерный центр – Всероссийский НИИ экспериментальной физики» – наследство времен секретности в комплекте с современной добавкой. Без использования аббревиатуры все звучит проще – Саров, НИИ, созданный Юлием Харитоном, разработчик всех наших ядерных боезарядов).
Несмотря на египетский режим конфиденциальности, можно сделать вывод, что победителем и, следовательно, участником контракта стал ФЦЯРБ и его ТУК-141О, с чем, мы надеемся, можно поздравить ФЦЯРБ и Петрозаводск, на котором будет разворачиваться серийное производство. Все испытания на соответствие всем вышеописанным требованиям проведены успешно – экспериментальный ТУК роняли, валяли, топили, поджигали, морозили и грели, в него швырялись тяжелыми предметами.
Специально для него изготовили железнодорожные контейнеры, была проведена и пробная доставка ОЯТ с Балаковской АЭС на «Маяк» – все прошло штатно, без нареканий. Получены все необходимые сертификаты и лицензии, проведены все дополнительные измерения и проверки. То, что в контракте должен фигурировать совершенно конкретный ТУК очевидно еще и по той причине, что эта информация необходима «Гидропрессу» при проектировании реактора – конструкторы должны точно знать, как организовать выгрузку ТВС из активной зоны. Если наше предположение верно, то «Петрозаводскмашу», в тесном сотрудничестве с которым ИЦЯК разрабатывал свой проект, предстоит освоить серийное производство этих изделий, вес которых превышает 100 тонн.
По оценкам руководства «Петрозаводскмаша», выход линии на полную мощность можно организовать в сжатые сроки, после чего не менее 15% производимой продукции предприятия будет составлять именно изготовление ТУКов. Почему так много? Эта модель может с успехом использоваться и для упаковки транспортировки ТВС реакторов ВВЭР-1000, которые сейчас перевозятся в ТУК предыдущего, 13-го поколения. 13-е поколение снимается с производства по двум причинам – в них можно было разместить только 12 ТВС, а в качестве радиационной защиты в них использовалась специальная жидкость. Менее технологично, больше затраты на транспортировку, больше времени отнимают планово-профилактические ремонты, во время которых АЭС не работает – вот причины, по которым переход на ТУКи нового поколения экономически оправдан. Унифицированный для ТВС реакторов разных типов, в свою очередь, позволяет бороться за снижение себестоимости, как в случае любого другого серийного производства. Заметим, что и проект саровцев может оказаться совсем не лишним – ряд особенностей ТУК-137 позволяет использовать его для хранения и транспортировки ОЯТ, полученного на АЭС западного дизайна. Контракт по «Эль-Дабаа» помог, таким образом, и Росатому сделать выбор между двумя проектами ТУКов.
Африканские перспективы ядерной дипломатии РоссииМы постарались сделать анализ всего, что известно о содержании пакета контрактов между Россией и Египтом по строительству и будущей эксплуатации АЭС «Эль-Дабаа». Вероятнее всего, более полного раскрытия информации придется ожидать по мере реализации проекта, а нам остается только припомнить еще несколько интересных фактов и выразить надежду, что, рано или поздно, все они станут частями единого целого.
22 декабря 2017 года теперь уже лучше известная вам компания «Русатом Оверсиз»подписала в Москве соглашение с министерством водных ресурсов, ирригации и электроэнергии Судана о развитии проекта сооружения АЭС на территории Судана. Если бросить взгляд на карту Африки, то легко увидеть, что Судан – не только сосед Египта, но еще и страна, по территории которой протекает Нил. Активность Судана в проекте АЭС, на наш взгляд, говорит о том, что «атомная дипломатия» России продолжает развиваться – появление таких мощных генерирующих мощностей позволяют «соседям по Нилу» снижать напряженность двусторонних отношений. Подписание египетским заказчиком контракта с Росатомом демонстрирует растущий уровень доверия к нашей стране, увеличивает влияние России в регионе, связанное с технологиями высочайшего уровня. Судан, надеемся, свой выбор уже сделал, но маршрут вдоль Нила на этом, вероятно, пока и закончится – Эфиопия решает свои проблемы с энергодефицитом за счет строительства ГЭС.
Как будет развиваться “ядерная дипломатия” России на новом для нашего атомного проекта континенте – Африке, покажет время. Напомним, что достаточно хорошо продвигаются переговоры с Марокко, есть определенные намеки на развитие отношений с Саудовской Аравией, строительство центров ядерных технологий намечается еще в нескольких государтсвах континента.
И, напоследок хочется поздравить всех, кто любит путешествовать или отдыхать в Египте, с восстановлением авиационного сообщения между Россией и этой страной. То, что это событие совпало по времени с подписанием контрактов по АЭС «Эль-Дабаа» – разумеется, не более, чем случайное совпадение!