ФЦЯРБ, «Росэнергоатом» и «Маяк» завершили горячие испытания транспортно-упаковочного комплекта 141О. Контейнерному парку подготовили достойную смену: ТУК нового поколения вмещает 18 ОТВС (предыдущего — 12), что позволит сократить время простоя АЭС при планово-предупредительном ремонте. «СР» проследила хронологию горячих испытаний.
Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности совместно с «Росэнергоатомом» завершили горячие испытания контейнера нового поколения ТУК‑141О для перевозки отработавшего ядерного топлива. Комплект прошел сертификацию и готов к использованию на атомных станциях.
Сборки отработавшего ядерного топлива были траспортированы по железной дороге на радиохимический завод «Маяка», перегружены и доставлены в цех № 5. 26 сентября была произведена выгрузка отработавших тепловыделяющих сборок из контейнера в бассейн-хранилище цеха. После определенной регламентом выдержки ОЯТ будет переработано.
Комплект, разработанный ФЦЯРБ, заменит контейнеры ТК‑13. В перспективе ТУК нового поколения будет использоваться для транспортировки топлива реакторов ВВЭР‑1000 с российских и зарубежных АЭС на «Маяк». «Успешный вывоз ОЯТ в ТУК‑141О — это лучшее доказательство того, что новый контейнер безопасен, соответствует всем требованиям и может быть использован для замены существующего контейнерного парка», — сказал Андрей Голиней, генеральный директор ФЦЯРБ.
В свою очередь, генеральный конструктор ТУК‑141О Анатолий Зубков напомнил, что контейнеры предыдущего поколения — проект разработки 1980-х годов. «За прошедшее время и в мире, и в России требования к контейнерам по перевозке ОЯТ изменились, — отметил он. — Необходимо переходить на более совершенные конструкции, отвечающие современным международным и российским нормам и правилам транспортировки отработавшего ядерного топлива. По сравнению с предшественником контейнер ТУК‑141О более вместительный: 18 вместо 12 отработавших тепловыделяющих сборок. Это значительно сокращает время планово- предупредительного ремонта на блоке АЭС».
Вся работа с ТУКом на «Маяке» прошла без замечаний. По словам Николая Шахова, начальника участка комплектации ядерных материалов, контейнеры нового и предыдущего поколений отличаются друг от друга конструктивно. Тем не менее технологическая схема разгрузки контейнеров на «Маяке» отработана, процесс не вызвал трудностей.
Реакторы ВВЭР‑1000 различных модификаций эксплуатируются на 35 энергоблоках АЭС. На Горно-химическом комбинате накоплено более 6,3 тыс. тонн ОЯТ этих реакторов. Ежегодно на российских АЭС образуется более 200 тонн отработавшего топлива. Мощности «Маяка» позволяют перерабатывать до 400 тонн ОЯТ в год. ТУК нового поколения позволят атомным станциям и «Маяку» существенно экономить время на операциях по обращению с топливом, значительно повысить уровень радиационной и экологической безопасности, а также гарантируют безопасную перевозку ОЯТ.