Разработка и внедрение контейнеров для ОЯТ
Задача
Развитие технологий в атомной энергетики выдвинуло новые требования к конструктивным особенностям транспортно-упаковочных комплектов (далее-контейнеров/ТУК) для транспортировки отработавшего ядерного топлива (далее-ОЯТ).
Это связано с тем, что в современных типах реакторов используется более ураноемкое топливо. Кроме того, изменились требования МАГАТЭ. ТУКи должны иметь два барьера безопасности, твердую нейтронную защиту.
Необходимо разработать, изготовить и внедрить транспортно-упаковочные комплекты нового поколения, соответствующие современным требованиям.
Они заменят ТУК 13-й серии, который морально и физически устарел и больше не производится.
Решение:
Контейнеры 14-й серии, представляемые АО ФЦЯРБ, – новейшая техническая разработка для обращения с отработавшим ядерным топливом.
В сентябре 2017 года в ТУК-141О, предназначенным для ОЯТ ВВЭР-1000, успешно перевезено отработавшее ядерное топливо с Балаковской АЭС на ФГУП ПО «Маяк».
Конструкция контейнера отличается повышенной вместимостью: 18 отработавших тепловыводящих сборок (далее- ОТВС), а не 12, как в ТУК 13-й серии. Это дает существенную экономию при оптимизации процесса загрузки и транспортирования топлива.
Контейнер оснащен твердой нейтронной защитой, обеспечивающий безопасность и экологичность транспортировки ОЯТ.
Высокопрочный шаровидный графит, применяемый при изготовлении корпуса ТУК-141, позволяет снизить стоимость производства при сохранении необходимой безопасности в эксплуатации.
Улучшенные параметры ядерной и радиационной безопасности сокращают время выдержки ОТВС в приреакторном бассейне АЭС.
Конструкция контейнера 14-й серии отвечает международным требованиям МАГАТЭ и федеральным нормам.